Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
г.Кириши
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА -
это нормативно-управленческий документ
дошкольного учреждения,
характеризующий специфику содержания
образования, особенности организации
воспитательно-образовательного процесса,
характер оказываемых образовательных
услуг.
Образовательная программа
разработана в соответствии с основными
нормативно правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
«Санитарно - эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Постановление от 15 мая 2013
года 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049 -13); на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО) (Приказ МОиНРФ
1155 от 17 октября 2013г) и с
учётом примерной общеобразовательной
программы дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО
программа состоит из двух частей
Обязательная часть (объем не менее
60% от её общего объёма)
Вариативная часть
(формируемая участниками
образовательных отношений) –
не более 40%
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
проектирование социальных
ситуаций развития ребенка и
развивающей предметно-
пространственной среды,
обеспечивающих позитивную
социализацию, мотивацию и
поддержку индивидуальности
детей через общение, игру,
познавательно-
исследовательскую деятельность
и другие формы активности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным
особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального
общего образования
Программа предполагает возможность начала освоения
детьми содержания образовательных областей на любом
этапе ее реализации:
ранний возраст (до 3 лет)
младший дошкольный возраст (3-4 года)
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
старший дошкольный возраст (5-6 лет)
ребенок на пороге школы (6-7 лет)
Программа учитывает индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им образования,
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе
с ограниченными возможностями здоровья
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ И РАННЕМ
ВОЗРАСТЕ:
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с
игрушками и другими 18 предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо»,
«здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» семье, в группе)); имеет первичные представления об
элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с
другими детьми.
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых
ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает
игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками,
не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и
сюжетно-ролевых играх.
Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание
и др.) С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, не сложными движениями.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ НА ЭТАПЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и
самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь
для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения, и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных
видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и навыки личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-
следственными
связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального
искусства (музыку,
танцы, театральную изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее
географическом многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные
гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое
хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО
ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛА:
ЦЕЛЕВОЙ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА
Целевой раздел включает в себя:
пояснительную записку, цели и задачи программы,
принципы и подходы к её формированию,
характеристики особенностей развития детей, а также
планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
В него входит:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
- описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
программы;
- описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников;
- взаимодействие с социальными институтами детства;
- вариативная часть программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗНОСТОРОННЕЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПО ФГОС ДО:
Физическое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного,
гармонически и творчески развитого ребёнка.
Задачи физического развития:
Оздоровительные:
формирование правильной осанки; развитие гармоничного телосложения; развитие мышц лица, туловища, ног,
рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов.
Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы,
гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия,
координации движений)
Воспитательные:
формирование потребности в ежедневных физических упражнениях; воспитание умения рационально
использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации,
пластичности, выразительности движений; воспитание самостоятельности, инициативности, самоорганизации.
Основные направления работы по физическому развитию детей в дошкольном учреждении:
- Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие физических качеств (координация, гибкость);
-Приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующей правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения;
- Приобретение опыта в двигательной активности, способствующей развитию крупной и мелкой моторики обеих рук
- Приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с правильным, не наносящим ущерб организму
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в стороны);
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами;
- Становление ценностей здорового образа жизни; овладение его элементарными нормами и правилами
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития по ФГОС ДО:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе.
Основные направления работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном
учреждении:
социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание;
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
формирование основ безопасности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
ознакомление с окружающим социальным миром, с природой и природными явлениями;
формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений;
развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи познавательного развития по ФГОС ДО:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира;
формирование первичных представлений об особенностях природы.
Основные направления работы по познавательному развитию детей в дошкольном учреждении:
формирование элементарных математических представлений;
развитие познавательно-исследовательской деятельности;
ознакомление с предметным окружением;
ознакомление с социальным миром;
ознакомление с миром природы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»:
Основная цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития по ФГОС ДО:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении:
Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом
высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);
Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения);
Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи; развитие связной речи;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи (способствование развитию речи как средства
общения);
Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель:
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие эстетических
чувств детей; развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой
деятельности.
Задачи художественно-эстетического развития по ФГОС ДО:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира
природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки;
восприятие художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной )
Основные направления работы по художественно- эстетическому развитию детей в дошкольном
учреждении:
приобщение к искусству;
изобразительная деятельность;
конструктивно-модельная деятельность;
музыкальная деятельность.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-технические
Соответствуют санитарным
нормам, правилам
пожарной безопасности,
возрастным и
индивидуальным
особенностям детей.
Каждая группа имеет
пространственную среду,
оборудование, учебные
комплекты в соответствии с
возрастом детей.
Психолого-педагогические:
Уважение к человеческому
достоинству детей,
формирование и поддержка
их положительной
самооценки.
Использование форм и методов
работы, соответствующих
возрасту, индивидуальным
особенностям.
Построение образовательной
деятельности на основе
взаимодействия взрослых с
детьми.
Поддержка доброжелательного
отношения детей к друг
другу.
Возможность выбора детьми
видов деятельности,
общения. Защита детей от
всех форм физического и
психического насилия.
Поддержка родителей в
воспитании детей,
вовлечение семей в
образовательную
деятельность.
Развивающая предметно-
пространственная среда:
Обеспечивает возможность
общения и совместной
деятельности детей и взрослых,
двигательной активности,
возможности для уединения;
Соответствует возрастным
возможностям детей;
Предполагает возможность
изменений от образовательной
ситуации;
Доступность, безопасность.
Финансовые
Обеспечивают возможность
выполнения требований
Стандарта
Гарантия бесплатного
дошкольного образования
за счет средств бюджетов
бюджетной системы РФ в
муниципальных
организациях
осуществляется на основе
нормативов,
определяемых органами
государственной
власти.
НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
(беседы, консультации, буклеты, памятки, папки-передвижки,
анкетирование, посещение семей на дому, сбор сведений о семье,
проведение Дней открытых дверей, информирование через сайт ДОУ)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
(родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги,
мастер-классы, круглые столы)
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ,
ДЕТЕЙ
(участие в проектной деятельности, праздники, фестивали, совместные
походы и экскурсии, выставки, совместное участие в конкурсах)
Результат взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
развитие родительской компетентности, умений воспитывать и развивать своего ребенка;
улучшение отношений родителей с ребенком, их взаимопонимания;
осознание родителями значимости своей педагогической деятельности;
проявление родительской ответственности;
более оптимистический взгляд родителей на возможности влияния семьи на
формирование личности ребенка, реализация творческого потенциала детей и родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗДЕЛА:
Организационный раздел включает в себя:
материально-техническое обеспечение;
обеспеченность методическими материалами и средствами бучения и
воспитания;
организация режима пребывания детей в ДОО;
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
учебный план и комплексно-тематическое планирование образовательной
деятельности;
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Обеспечивает качество образовательного процесса для создания оптимальных условий
развития дошкольника с учетом его физического и психического здоровья, для реализации
психолого-педагогической готовности к обучению в школе
Приоритетное
направление
Физкультурно-
оздоровительное
развитие
Речевое развитие
Духовно- нравственное
развитие
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И
ВОСПИТАНИЕ В МДОУ
Цель: оказания помощи детям в возрасте 5-7 лет, имеющим нарушения устной речи
(общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
фонематическое недоразвитие речи, недостатки произнесения отдельных звуков)
Задачи: - выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или)
речевом и (или) психическом развитии; осуществлять индивидуальную
ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- коррекция нарушений устной речи;
-своевременное предупреждение, и преодоление трудностей в освоении
воспитанниками образовательных программ по дошкольному воспитанию;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей), воспитанников.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
систематичность проведения;
распределение материала в порядке нарастающей сложности;
подчинённость заданий выбранной цели;
чередование и вариативность различных методов и приемов;
работа психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк) с целью
обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико- педагогического
сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 187110, Ленинградская обл.,
г.Кириши, Комсомольская ул., д.12,
Телефон: (81368) 555-22
E-mail: detsad-ylibka@yandex.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!